Вопрос-ответ

Вопрос 1
Мы часто говорим о межрелигиозном согласии, диалоге между религиями. Как на это смотрит исламский свод законов?
Ответ 1
Как говорил известный ученый-социолог Ибн Халдун, «человеческая сущность склонна к городской жизни, общественной деятельности». Это свойство человека на протяжении всей истории подталкивало людей к объединению и мирному сосуществованию. В результате, между членами общества зародились взаимоотношения и воздействие друг на друга. Конечно же, для этого необходимо было сформировать взаимное общественное согласие и взаимопонимание. И в этот момент для выполнения поставленной задачи человеческое общество вступило во взаимный диалог. В ХХ веке вопрос диалога стал развиваться как отдельное направление и приобрел актуальность. В целях создания диалога между цивилизациями и религиями, и для того, чтобы воцарились взаимопонимание и согласие между народами мира, проводятся десятки мероприятий. Проведение съездов лидеров мировых и традиционных религий в Астане, инициированных Главой государства Н.А.Назарбаевым, подтверждает это. Мировая общественность широко поддержала это начинание. В работе съездов приняли участие религиозные иерархии многих государств различных вероисповеданий и культур. Но, к сожалению, иногда мы замечаем, что в сознании мировой общественности зреют ошибочные мнения относительно исламской религии, исламского мира, исламского наследия. Неразвитость, отсталость мусульман и исламского мира от других народов, прежде всего в материальном, технологическом, а также научном плане, способствовали появлению пренебрежительного отношения народов к исламу, которые уделяют внимание духовным аспектам жизни в последнюю очередь. Обострению этой проблемы способствуют также мировые средства массовой информации. В такое время, когда изо дня в день развиваются ошибочные взгляды в отношении ислама, возникла острая необходимость в литературе, отвечающей на клевету и ложь, обвиняющие ислам в терроризме, эктремизме, радикализме, фундаментализме и утверждающие, что он не пригоден к диалогу, не признает и не принимает другие ценности. Многие мусульманские ученые писали научные труды, выступали на конференциях в защиту ислама и доказывали, что ислам с момента своего зарождения призывал своих сторонников к гармонии с представителями других вероисповеданий и толерантности. Исламский мир, а также все мусульманские ученые минувших времен всегда брали за основу своих научных изысканий Священный Коран. До сегодняшнего дня мы встречаем плодотворные труды ученых, которые, опираясь на Коран, успешно осуществляли свои исследовательские работы. С другой стороны, изо дня в день увеличивается количество религий и идеологий, а противоречия и разногласия захватывают все человеческое общество. Поэтому в это сложное время, когда с каждым днем нарастает интеллектуальная битва цивилизаций и религий, считаем, что раскрыть позиции мусульманских народов, основываясь на Коране и сунне, очень актуально для казахского народа. Со времен хазрета Мухаммеда алайһиссалама с помощью Корана представители иных вер жили в спокойствии и убеждении на мусульманских землях. В тот период мусульмане официально заключали договор с иноверцами о невмешательстве в их права и уважении личности и религии. В качестве доказательства можно представить тот факт, что между представителями иудейских племен Медины и Бану Курайза, Бану Кайнука и Бану ан-Надир был заключен договор. Все это происходило из-за того, что мусульмане понимали истинную суть ниспослания ислама на землю. Самый первый диалог в истории ислама состоялся между мусульманами и мушриками племени Курайш. Также одним из важных событий является диалог на тему об исламской религии, Пророке Исы и его матери между мусульманами и королем Наджаши после переселения сахабов в Эфиопию.
Вопрос 1
Существует ли понятие светскости в исламе?
Ответ 1
В мусульманских арабских странах форма светского государства, где государством управляет не шариат, но предоставляется возможность деятельности и развитию религий, называется «ад-даулятуль-альманийа». Она по своему определению соответствует нашему государственному строю. Следует отметить, что некоторые радикально настроенные идеологи, основываясь на средневековых утверждениях Ибн Таймии, пытаются доказать, что под понятием «светское государство» подразумеваются «территории, которые не подлежат и не подвластны мусульманам», называя его «дар ас-сулх». По их мнению, правители таких стран обязаны подчиняться мусульманским государствам и платить им за это определенный налог – «жизья». Поэтому радикалы, чтобы бороться с таким «жахил» (невежественным) обществом до наступления Судного дня используют понятие «джихад» в его искаженном смысле. На самом деле, понятия «дар аль-ислам», «дар аль-харб», «дар ас-сулх» известны с VІІІ-ІХ веков и являются широко объясняемыми в ханафитском мазхабе. Первый раз они употреблялись в книге «Аль-Аср» ученика имама Агзама Абу Ханифы Имама Мухаммеда. Как передают источники, Имам Мухаммед записал их со слов своего наставника. В ХІ веке ученый Сарахси в своей книге «Усул» подробно описывает эти понятия. Автор пишет о трех видах государства, называя их «дар аль-ислам», «дар аль-харб» и «дар ас-салам». Последний из них внутренне делится на «дар ас-сулх» и «дар аль-ахд». В книге дана подробная информация о каждом понятии. Следует отметить, что эти понятия не соответствуют фальсифицированным разъяснениям джихадистов и противоречат идеологии радикализма.
Вопрос 1
Чем отличается светскость от атеизма?
Ответ 1
Атеизм – своеобразный вид познания, полностью отрицающий религию и не признающий ее как ценность. В отличие от атеизма, светскость – это не безбожность и не отрицание религии, светскость – это управление государством не с помощью религиозных принципов, а путем применения правовых принципов. «Светскость» означает, что позиция государства в отношении религии является демократической, то есть все граждане светского государства имеют право на самоопределение по религиозным убеждениям. Понятие светскости широкое. «Светскость» в основном законе страны, Конституции, подразумевает, что государство придерживается четкой и открытой политики во всех сферах жизни, в том числе и религиозной, обеспечивает свободу совести своих граждан, а также невмешательство религии в государственные дела. Современная светскость распространяется, прежде всего, на свободное осуществление гуманных ценностей, свободы совести и вероисповедания. Светскость – это одобрение свободы мировоззрения человека, а также признание многообразия общественного сознания в духовной сфере. Светский строй государства характеризуется не только его отделением от религии, но и непризнанием главенства как атеистического, так и иного мировосприятия. Светское государство, как составной элемент гражданского общества, кроме того, регулирует деятельность религиозных объединений.

Телефон горячей линии: +7 (7212) 39 75 15 (с 9:00 до 20:00)